Юрий Сергеевич Скубко
публикации

Юрий Сергеевич Скубко проявил себя в наибольшей мере как исследователь-африканист, имеющий более 60 публикаций по экономике, социально-политическим проблемам и искусству Южной Африки.

Он также является автором коротких рассказов и публицистических очерков, исторических заметок, связанных с его участием в демокатическом движении 80-х - начала 90-х годов ХХ столетия. Последние книги "Очерк истории Южноафриканской живописи", "ЮАР на пути к экономике знаний", "Литературные записки бывшего диссидента" и короткие рассказы представлены здесь в электронном виде.



Новые явления в экономике ЮАР


Своеобразное преломление в расистской Южной Африке нашли характерные черты и особенности современной научно-технической революции. В данной работе исследуется воздействие научно-технического прогресса на развитие отраслей материального производства Южно-Африканской Республики. Автор убедительно показывает, что в стране создана индустриальная структура производительных сил и осуществляется переход к интенсификации капиталистического хозяйства. Но в специфических условиях ЮАР это вызвало экономический кризис , так как система апартеида предполагает преимущественно экстенсивный рост экономики, основанный на эксплуатации дешевой африканской рабочей силы. Расистские правящие круги вынуждены менять стратегию, формы эксплуатации африканцев. На смену колониальным методам приходит неоколониализм. Поощряя подконтрольное развитие бантустанов, где проживает большинство африканского населения, режим белого меньшинства отводит им роль неоколониальной периферии высокоразвитой "белой" Южной Африки. Все эти аспекты экономического развития ЮАР подробно рассматриваются в предлагаемой книге.


Академия Наук СССР. Институт Африки. Издательство "Наука". Москва. 1985



Заметки по истории ДС


ПРЕДИСЛОВИЕ

Как известно, историю делают историки. А значит, сколько историков, столько и историй. В частности, история Демократического Союза, вышедшая из под пера разных авторов, являет собой весьма разноречивое повествование. И все же для тех, кто прошел через ДС (тем более создавал его), существует некий инвариант, который объединяет даже противоречащие друг другу (по политическим, экономическим и прочим позициям) точки зрения. Это решимость действовать по своему разумению, невзирая на разрешения, благоволение и попустительство властей. В очерке Юрия Скубко, стоявшего у истоков Демсоюза, много спорного, на мой взгляд, даже чисто субъективного. Но что подкупает -это честная субъективность. И главное- передается то непреходящее, что было в ДС, а именно - вызов... И даже не системе, а неизвестно чему, мировому злу, может быть. Ни одна организация, кроме ДС, так ничего и не посмела в той ситуации, так, по большому счету, не на что и не решилась.

1988-89 годы - это звездный час, нет, не демократии (для нее просто не было и теперь нет никакой почвы), это был какой-то кураж, если угодно, карнавал, в общем, эйфория. И только ДС мог с полным на то правом воскликнуть: "Безумству храбрых поем мы славу!" Пожалуй, в этом и было самое главное.

Андрей Грязнов


"Свободное слово". 1995




Читать

Очерк истории южноафриканской живописи


Монография Ю.С.Скубко «Очерк истории южноафриканской живописи» (М., Институт Африки РАН, 2006, 143 с. Отв. ред. Н.Е.Григорович) - первая за довольно длительный период публикация Института Африки, посвященная культуре ЮАР. Она основана на успешно защищенной автором в феврале 2006 г. кандидатской диссертации по искусствоведению. В ней впервые достаточно глубоко и всесторонне рассматривается важный и актуальный, на наш взгляд, для современной мировой культуры вопрос о предпосылках формирования и основных этапах развития южноафриканской живописи. Это мало известная у нас в России область искусствознания. Нам легче вспомнить имена и факты, связанные с развитием искусства в Китае, Индии или Японии, чем имена и факты, относящиеся к Южной Африке. Ю.Скубко сумел собрать, изучить и обобщить весьма разнообразный материал по становлению и развитию южноафриканской живописи.

Во введении автор значительное место уделил анализу искусства древнейших обитателей территории современной ЮАР (бушменов, койсанских народностей).

Первая из четырех глав книги посвящена анализу становления профессиональной живописи европейских колонистов на территории ЮАР и охватывает период конца XVIII - начала XX вв. Автор справедливо отмечает, что первые колонисты (голландцы и французы) были слишком заняты проблемами выживания, чтобы активно интересоваться вопросами искусства. Можно было бы добавить, что традиции протестантских разновидностей христианства (кальвинизма и французского гугенотства) не стимулировали интереса их приверженцев к изобразительному (как, впрочем, и к музыкальному) искусству, хотя в домах буров можно было встретить картины голландских художников.

Автор квалифицированно исследует начальный период колониального искусства, отмечая, что первые черты локального культурного своеобразия нашли в нем отражение в архитектуре (колониальное барокко). Вслед за этим он переходит к анализу творчества первых южноафриканских скульпторов.

Интересна характеристика ранней южноафриканской колониальной живописи, в которой нашли отражение этапы ознакомления европейцев с природой и населением незнакомого субконтинента. Подробно охарактеризовано творчество Томаса Бейнса, который был не только художником, но и знаменитым путешественником, достаточно подробно рассмотрено творчество и других художников Капской колонии.

Вторая глава монографии посвящена вопросам становления профессионального искусства в Южной Африке во второй половине XIX - начале XX вв. Автор исследует вопросы соотношения европейского живописного провинциализма и нарождающейся самобытной оригинальности искусства Южной Африки, подробно анализирует, проявляя тонкое знание предмета, творчество видных представителей южноафриканской живописи, в контексте изменений социально-политических условий, связанных с созданием после англо-бурской войны Южно-Африканского Союза (1910 г.).

В третьей главе автор рассказывает о творчестве южноафриканских художников - выходцев из среды черного и «цветного» населения. Здесь вполне обоснованное место уделяется, помимо собственно искусствоведческого анализа, исследованию социальных факторов формирования своеобразия южноафриканской живописи.

Последняя глава книги посвящена анализу развития живописи ЮАР в период кризиса и краха режима апартеида. В ней дается характеристика творческого пути и художника русского происхождения - В.Г.Третчикова.

В заключение Ю.Скубко достаточно полно рассмотрел вопросы перспектив развития живописи ЮАР, продемонстрировав комплексный подход при характеристике процесса развития живописного искусства. В работе адекватно охарактеризовано и место, занимаемое южноафриканским изоразительным искусством в процессе развития мирового искусства - а это весьма непростая задача!

Одно из принципиальных достоинств книги - фундаментальное использование источников. Это каталоги галерей и музеев, статьи и монографии южноафриканских искусствоведов, местные тематические художественные сборники, биографии и воспоминания южноафриканских художников, материалы творческих обсуждений вопросов искусства культурным сообществом ЮАР. Ряд важных источников впервые вводится автором в русскоязычный научный оборот. К отдельным недостаткам книги может быть отнесено не использование работ А.Вилкокса и Дж.Д.Льюиса-Вильямса при характеристике (во Введении) наскальной живописи санов (бушменов).

Работа Б.Скубко представляет собой актуальное и оригинальное исследование по малоизученному в России разделу искусствознания и представляет собой значительный вклад в этой области. Исследование изложено увлекательно, может быть интересно не только для специалистов-искусствоведов, но и полезно в практическом сотрудничестве с культурными учреждениями и отдельными представителями культуры ЮАР, при подготовке курсов лекций по искусствознанию, в организации учебного процесса в вузах по курсам искусствоведения и истории искусств.


А.Казанков, кандидат культурологии
Институт Африки РАН. 2011




Читать

ЮАР на пути к экономике знаний: наука, университеты, инновация


В монографии дан краткий очерк истории южноафриканской науки, рассмотрены основные параметры современного научно-образовательного потенциала ЮАР, перспективы инновационных преобразований на таких прорывных направлениях, как биотехнологии, ядерная энергетика и другие, а также проанализированы некоторые серьезные проблемы, вставшие на пути создания экономики знаний, социально-экономического развития страны в целом.

На обложке: южноафриканский лев из Национального парка Крюгера. Станция спутникового слежения в Хартебестхоке; на станции в 1965 г. были получены первые фотографии планеты Марс, сделанные американским космическим аппаратом «Маринер-IV», - первые крупноплановые изображения другой планеты.


Институт Африки РАН. 2011




Скачать архив
эта книга + три рассказа
(ZIP 279720 байт)

Литературные записки бывшего диссидента


Книги, выходящие из-под пера авторов думающих, хорошо владеющих языком и в то же время не скованных (из-за отсутствия специального литературного образования) разного рода профессиональными условностями, представляют особый интерес для читателя. К таким книгам относится и прозаический сборник сотрудника Института Африки РАН Юрия Скубко "Литературные записки бывшего диссидента". Элемент "случайности", импровизационное очевиден как в композиции отдельных рассказов, так и в жанровой разнородности сборника в целом.

К примеру, в первую часть книги, наряду с воспоминаниями о детстве, молодости, годах жизни за границей ("Школа молодых ученых", "Феодальное королевство", "Международный книгообмен", «Курбевуа», «Пекинская утка».), вошла работа чисто аналитического свойства под названием "Детонатор исламских революций," где излагается насколько спорная, настолько и занимательная концепция роста пассионарности молодежи в странах Востока. А во второй части автор поместил отрывок из ранее изданных "Заметок по истории ДС — первой оппозиционной партии в СССР" (в создании и деятельности которой он принимал непосредственное участие), а также две обширных выдержки из монографий "Очерки истории южноафриканской живописи" и "ЮАР на пути к экономике знаний: наука, университеты, инновации", раскрывающие Ю. Скубко как знатока процессов, характерных для общественно-политической, экономической и культурной жизни Южной Африки, как аналитика.

Впрочем, склонность к серьезному осмыслению действительности' просматривается и в произведениях первой части книга. Несмотря на явное преобладание в ней чисто бытовых сюжетов и коллизий, носящих иногда теплую, лирическую, но чаще - юмористическую окрашенность, воспоминания являются порой для Ю.Скубко лишь отправной точкой для обобщений совсем не личного свойства. К примеру, в рассказе "Курортный роман" он касается и "еврейской темы", и трагедии казачества, и проблемы деградации духовных ценностей на современном Западе (причем, подобного рода отступления занимают здесь настолько значительное место, что заявленная в заглавии история любви автора к юной киевлянке оказывается очерченной скорее пунктиром). А в рассказе "К юбилею путча" он демонстрирует глубокое понимание причин трагического неустройства жизни России двух последних десятилетий.

Впрочем, склонность к серьезному осмыслению действительности' просматривается и в произведениях первой части книга. Несмотря на явное преобладание в ней чисто бытовых сюжетов и коллизий, носящих иногда теплую, лирическую, но чаще - юмористическую окрашенность, воспоминания являются порой для Ю.Скубко лишь отправной точкой для обобщений совсем не личного свойства. К примеру, в рассказе "Курортный роман" он касается и "еврейской темы", и трагедии казачества, и проблемы деградации духовных ценностей на современном Западе (причем, подобного рода отступления занимают здесь настолько значительное место, что заявленная в заглавии история любви автора к юной киевлянке оказывается очерченной скорее пунктиром). А в рассказе "К юбилею путча" он демонстрирует глубокое понимание причин трагического неустройства жизни России двух последних десятилетий.


Елена Варварина, литературовед


  Начало первой из парижских статей докторанта Сорбонны.
 
Тезисы Ю.С.Скубко для конференции африканистов ЮАР. Претория, 2014

Abstract

R&D AMONG PROBLEMS OF SOUTH AFRICA 20 YEARS AFTER APARTHEID


South Africa is the scientific and technological leader of Africa, still producing a lions share of discoveries, innovations, research papers and patents (though its role is gradually diminishing). At the same time one can hardly avoid the impression that the country is on a slide from the first to the third world, being inefficiently managed and losing its human capital. The “Innovation towards a knowledge-based economy” decade (2008-2018) is on a brink of failure with its main program, the PBMR, abruptly terminated. The country even didn’t manage to reach the modest goal of spending 1% of the GDP on R&D and this share is declining from year to year.

After two decades of moderate growth there is an obvious economic slowdown (the real sector stagnates after 2007 energy problems, still unresolved), dispersion of corruption (tenderocracy), crisis in education, dеgradation of public institutions. Russia has similar problems: negative consequences of liberal deregulation of the economy, unacceptable social inequality, rampant corruption and crime, gross underinvestment of R&D etc. Our countries have a good potential for internal macroeconomic reform and fruitful international cooperation in many fields including modern technologies, but political/state will to support it is still insufficient. New economic sanctions against Russia by USA and NATO powers is a blessing in disguise for Russia enabling it to mobilize internal resources and activating cooperation with other partners, particularly countries of BRICS.

In spite of all formidable obstacles both South Africa and Russia have yet a feasible potential for modernization and innovation.

Yury S.Skubko

Ph. D (econ., arts), Senior Research Fellow, Centre for Southern African Studies

Institute of African Studies of the Russian Academy of science

PRETORIA 2014 Panel “South Africa’s democracy at 20: Diagnosis and prognosis of Russia-South African relationship”

 
О некоторых параллелях между ЮАР и Россией

Аннотация

В современной Южной Африке, как и в России, при сохранении все еще довольно значительного экономического и научно-технического потенциала, при наличии богатейших природных ресурсов, наблюдается системный - социальный, экономический, управленческий кризис и регресс по сравнению с предшествующей эпохой, деградация и коррупционное разложение элит, стагнация экономики, вопиющее социальное неравенство. сползание вниз по показателям человеческого развития. Массовая и растущая бедность контрастирует с наглой роскошью олигархии. Как Россия еще проедает свой советский ресурс, так и в ЮАР еще неплохо функционирует в основном то, что было создано еще при апартеиде. Причина видится в выборе руководством обеих стран четверть века назад тупиковой неолиберальной модели развития, причем в варианте для «третьего мира» (периферийный коррупционно-олигархический капитализм). В ЮАР дополнительной помехой развитию стала проводимая правящим АНК политика «усиления экономической власти черных», подменяющая белый расизм черным и обогащающую лишь узкую прослойку «тендерократии» и преимущественно паразитическо-рекетирской черной буржуазии.

Ю.С.Скубко

кандидат экономических наук, кандидат искусствоведения

Ученые записки Института Африки РАН, №1, 2016


About some parallels between South Africa and Russia

In modern South Africa as well as in Russia a first world level economic and technological potential that was built in the previous epoch is inefficiently managed and wasted by corrupt and incompetent elites that have plunged their countries into the third world and created a structural crisis – social, economic and human. Poor governance, crying social inequality, stagnating economy, growing poverty contrasting impudent self-enrichment of the oligarchy leave little hope for a better future. The main reason for this seems to be a wrong choice made a quarter of a century ago by the leadership of both countries driving South Africa and Russia towards a dead end of neoliberal reforms proscribed by the Washington consensus to countries of capitalist periphery. Both countries are plagued by endemic corruption. In South Africa there is an additional stumbling block for development – the BEE policies of the ruling ANC that is substituting White racism by a Black one and draining the countries resources to enrich a narrow strata of tenderocracy and predominantly parasitic racket-oriented Black bourgeoisy.

Скачать статью
 

Легко ли быть наследником?

Е.А.Лисенкова

Газета "Мир живописи" май, июнь, июль. 2016

 

Алмазы для апартеида
Сотрудничество СССР с Де Бирс: новый прагматизм или развитие старого партнерства?


АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается длительный период секретного сотрудничества СССР с южноафриканским алмазным картелем Де Бирс в геополитических и экономических интересах советского руководства, первоначально в целях продвижения мировой революции, затем в целях развития советской экономики и ее алмазно-бриллиантового комплекса. Отмечена взаимовыгодность сложившегося сотрудничества, превосходившая возможные политические риски.

Ю.С.Скубко

кандидат экономических наук, кандидат искусствоведения

Ученые записки Института Африки РАН, №3, 2017

Скачать статью в формате PDF
 

Восток и Африка в творчестве московского художника
К 95-летию Сергея Михайловича Скубко (1922–2007)

Ю.С.Скубко

кандидат экономических наук, кандидат искусствоведения

Газета "Мир живописи" апрель, май, июнь. 2017

Скачать статью в формате PDF


Ленин в вагоне поезда в апреле 1917 (С.Скубко 1954)


Путинский прорыв 2018 (Ю.Скубко по мотивам картины отца)


Комментарий

Достаточно ироническое отношение моего покойного отца, художника Сергея Скубко (1922-2007), к изображенным политическим фигурантам, уже изрядно "наследившим" в его время, дало мне моральное право на эту компьютерно-графичесуую сатиру. Итак, собравшуюся гоп-компанию "откуда-то оттуда" приветствует демонической ухмылкой и "козой" ушедший пахан. В центре композиции фигура нового "демиурга", с маниакальным упорством тасующего всю ту же отыгранную колоду в тщетной надежде на "революционный прорыв". По краям: слева - решительно готовый "человек с ружьем" (С.Шойгу) и справа - комфортно отъевшийся и "отъезжающий с фронта", по-видимому, дезертир (А.Чубайс). Над и рядом с вождем три фигуры: сомнабулически волхвующий автор гениального проекта "помоги Родине - умри до пенсии!") А.Кудрин и - с выражением обреченности на заклание указующий на самого себя перстом "денег нет" Д.Медведев, а чуть позади крутит у виска С.Лавров, мол "клиника ( а вы друзья, как ни садитесь,..), но что поделаешь, мне платят только за пи ар". Довершает картину въехавший слева-снизу на сцену в каком-то масонском "прикиде" Г. Греф, ожидающий момента крикнуть "Занавес!".


Опубликовано в интернете на Фейсбуке


Ю.Скубко


 
Южноафриканец Владимир Третчиков

Ю.Скубко

Журнал "Юный художник". №9. 2019

Скачать статью в формате PDF

 
Разобраться в «Мотивах»

К.Воротынцева

Газета "Культура". №6. 2019

Скачать статью в формате PDF

 
К 100-летию художников Сергея Скубко и Людмилы Скубко-Карпас

Ю.С. Скубко

ооо «живопись-инфо 2010» Москва, 2022, альбом, 136с. иллюстрации

Просмотр альбома